НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

instagram twitter youtube facebook

Содействуя высокому качеству в образовании

Главная

Лидер  1680 900 (1) min
18

Глоссарий

АККРЕДИТАЦИЯ
АККРЕДИТАЦИЯ - Процесс, посредством которого правительственный, неправительственный или частный орган оценивает качество вуза в целом или отдельной его программы, чтобы формально признать их соответствующими определенным, заранее установленным критериям или стандартам. Результатом данного процесса обычно является присвоение статуса (решение «да/нет»), признание и, иногда, выдача лицензии на деятельность, действительные в течение определенного промежутка времени. Процесс может включать самооценку и внешнюю оценку. Процесс аккредитации обычно охватывает 3 стадии специфической деятельности:

- процесс самооценки, организованной преподавателями, администрацией и сотрудниками, касающийся всей деятельности вуза или отдельной программы. Результаты самооценки излагаются в отчете, в котором берутся за основу стандарты и критерии аккредитационного органа;

- посещение вуза, которое выполняется командой экспертов, выбранных аккредитующей организацией. Во время посещения вуза они проводят собеседование с преподавателями, руководством. Результатом этой работы является отчет, включающий выводы и рекомендации комиссии;

- оценка комиссией всех фактов, основанных на установленных критериях качества, и окончательное решение по аккредитации, которое доводится до вуза и соответствующих инстанций.

Инструмент, посредством которого вуз, не имеющий права выдавать диплом или присуждать степень, получает данное право от компетентного органа. Таким органом может быть государство, правительственное агентство или вуз данной или зарубежной страны.

Институциональная аккредитация: Этот термин относится к аккредитации всего вуза, включая все его учебные программы, ресурсы и методы обучения.

Региональная аккредитация (США): Аккредитация, которая дается вузу признанной ассоциацией или комиссией по аккредитации, которые осуществляют процедуру аккредитации в определенной географической зоне. В США действует шесть региональных аккредитационных комиссий, которые обычно занимаются аккредитацией организаций образования в трех и более штатах.

Специализированная аккредитация: Аккредитация отдельных структурных единиц или программ (например, профессионального обучения) «специализированными» аккредитационными органами или агентствами по аккредитации программ, которые применяют особые стандарты к содержанию курсов и учебных программ.

Продолжительность аккредитации: Решения по аккредитации принимаются на ограниченный период времени. Срок действия лицензии по аккредитации устанавливается аккредитационным агентством, которое имеет право по прошествии данного срока принять решение об ее возобновлении.

Аккредитационный статус: Формальное признание, данное вузу или отдельной программе, в том, что они удовлетворяют соответствующим стандартам или требованиям, установленным аккредитационным агентством на региональном, национальном или специализированном уровне.

Портфолио аккредитации: Собрание данных, свидетельствующих о достижениях в определенных вопросах, особенно по отношению к образовательным стандартам. Эта деятельность осуществляется или уполномоченной организацией, или внешними экспертами.

Аккредитационный орган: Правительственная, неправительственная или частная образовательная организация национального или регионального уровня, которая разрабатывает стандарты и критерии оценки и проводит коллегиальную оценку, в том числе и с посещением оцениваемого вуза экспертами, чтобы удостовериться в том, соблюдаются ли данные критерии. Она уполномочена присваивать официальный статус, а иногда лицензию отдельным вузам или программам, после того, как данные структурные единицы с успехом выдержат процедуру оценки.

Есть различные типы аккредитационных органов: агентства, советы, комиссии и т.д., которые осуществляют общую аккредитацию, региональную аккредитацию, профессиональную аккредитацию, национальную аккредитацию, аккредитацию дистанционного обучения и т.п.

АУДИТ
АУДИТ - Процесс проверки учреждения или программы, который, прежде всего, сфокусирован на том, чтобы определить/оценить, выполняются ли цели и задачи, поставленные ими (по отношению к учебным планам, персоналу, инфраструктуре и т.д.). В Великобритании, если аудит является институциональным процессом, осуществляемым самим вузом, с 2002 г. данный процесс носит определение «институциональной проверки».

Институциональный аудит/Институциональная проверка: Процесс, основанный на проверке фактов, осуществляемый путем коллегиальной проверки, в ходе которой рассматриваются процедуры и механизмы достижения и обеспечения качества в данной организации.

Аудиторский отчет, отчет об оценке, отчет о проверке:

- Данный документ, подготовленный командой экспертов после посещения вуза и оценки качества предоставляемых им услуг, обычно сфокусирован на институциональном качестве, академических стандартах, образовательной инфраструктуре и работе персонала. Отчет описывает, как вуз организует и проводит мероприятия по обеспечению качества и влияние данных мероприятий на качество программ. Проверяемый вуз может познакомиться с аудиторским отчетом сначала в черновом варианте, чтобы высказать свои замечания и комментарии, а затем уже в официальном готовом виде. В отчет включаются выводы и предложения аудиторов, описание методики производимого аудита; в различных приложениях содержатся вопросы, которые задавали эксперты в ходе проверки. В Европе этот документ часто называют «отчетом об оценке» или «отчетом о проверке».

- Данный отчет может быть составлен и о работе аккредитационного агентства с описанием мероприятий по обеспечению качества и воздействия этих мероприятий на повышение качества программы в вузах, которые находятся в его ведении.

Внутренний аудит: В настоящее время существует три модели проведения внутреннего аудита высших учебных заведений:

- силами собственных сотрудников;

- аудиторским консорциумом (который может предоставлять услуги ряду клиентов как в сфере образования, так и других сферах);

- бухгалтерскими фирмами, специализирующимися во внутреннем аудите.

БЕНЧМАРК
БЕНЧМАРК - Стандартная отметка, точка отчета или критерий, с помощью которого можно измерить или оценить качество чего-либо или результат какого–либо действия. Сам термин «бенчмарк» означает меру наилучшего исполнения какого-либо действия, эталон. Существование данной стандартной отметки, эталона является необходимым условием для проведения бенчмаркинга.

БЕНЧМАРКИНГ
БЕНЧМАРКИНГ - Стандартизированный метод сбора и распространения важнейших оперативных данных таким образом, который позволяет произвести относительное сравнение деятельности различных программ обычно с целью установления образца, диагностики проблем и определения сильных сторон.

С помощью бенчмаркинга производится внешняя оценка организации (или программы). Бенчмаркинг определяется также как:

- орудие диагностики (средство определения качества);

- инструмент для самосовершенствования (инструмент менеджмента качества), который дает возможность организации (или программе) произвести сравнение с другими по различным аспектам деятельности с целью найти способ улучшить свою деятельность;

- открытая совместная оценка услуг или процессов с целью извлечь урок и помочь в достижении наилучших результатов;

- метод обучения в том, как улучшить деятельность учреждения;

- непрерывный процесс, при котором сравнивается и измеряется работа аналогичных организаций, так что их внутренним действиям дается внешняя оценка.

Бенчмаркинг предусматривает специфические шаги и структурные процедуры. В зависимости от того, что сравнивается или какого рода информация собирается, существуют и различные типы бенчмаркинга: стратегический бенчмаркинг (фокусирующийся на том, что делается, на стратегии, используемой конкурентами); операционный бенчмаркинг (фокусирующийся на том, как производится продукция, насколько хорошо ведут свою деятельность другие организации и как они этого достигают, или статистический бенчмаркинг, основанный на данных, сравнивающий эти данные и индикаторы деятельности. Кроме того, бенчмаркинг может быть либо вертикальным, нацеленным на количественное измерение (затрат, рабочей нагрузки, продуктивности какой-либо программы), либо горизонтальным, рассматривающим затраты на результат в одном процессе. Некоторые примеры программ бенчмаркинга:

- США были первой страной, в которой в начале 1990 годов бенчмаркинг стал применяться в сфере высшего образования NACUBO (Национальная ассоциация бизнес-образования в колледжах и университетах) начала в 1991—92 гг. Проект бенчмаркинга, который отражал статистический и финансовый подход к бенчмаркингу.

- В Соединенном Королевстве бенчмаркинг как инструмент обеспечения качества в высшем образовании появился только в 1997 году, после отчета комитета Диаринга.

- В Европе бенчмаркинг в высшем образовании используют не часто, но инициативы были предприняты в 1995 году Школой бизнеса в Копенгагене, в 1996 году – Немецким клубом бенчмаркинга, состоящим из технических университетов.

Внутренний бенчмаркинг: Бенчмаркинг (сравнение) действия различных программ в различных структурах высшего учебного заведения. Внутренний бенчмаркинг обычно проводится в крупных децентрализованных учебных заведениях, в которых есть различные отделы (единицы), занимающиеся сложными программами.

(Внешний) конкурентный бенчмаркинг: Бенчмаркинг (сравнение) деятельности в ключевых областях с помощью специфических единиц измерения на основе информации, предоставляемой учебными заведениями, которые считаются конкурирующими между собой.

Функциональный (внешний коллаборативный) бенчмаркинг: Бенчмаркинг, который включает в себя сравнение процессов, практической деятельности аналогичных учебных заведений в большей группе заведений, которые принадлежат к одной и той же сфере, но не являются конкурентами.

Трансинституциональный бенчмаркинг: Бенчмаркинг, который проводится с охватом многочисленных учебных заведений в поисках новой инновационной практики независимо от ее источников.

Косвенный бенчмаркинг: Квази-бенчмаркинг, который рассматривает опубликованные статистические данные, показатели деятельности учреждений образования, используемые для сравнительного анализа. Такого рода бенчмаркинг не связан с добровольным и активным участием данных учреждений (что является необходимым условием других видов бенчмаркинга) и проводится под воздействием центральных финансовых органов, рыночных требований и т.д. Многие процессы бенчмаркинга, происходящие в настоящее время в Европе, носят именно этот характер.

Бенчмаркинг по определенным параметрам: Сравнивает учебные заведения по определенным параметрам (практическая деятельность или услуги, количество отчисленных или выбывших студентов, доступность коммуникаций и т.д.). Oн сравнивает уровень, достигнутый в одном заведении, с аналогичным процессом в других.

Бенчмаркинг, основанный на процессах: Выходит за пределы простого сравнения количественных показателей (статистический бенчмаркинг) и рассматривает процессы, ведущие к определенным результатам. Он анализирует деятельность, состоящую из задач, шагов, которые выходят за границы традиционных функций университета. Он сравнивает не только данные, но и процессы, посредством которых достигаются результаты.

ВАЛИДАЦИЯ
ВАЛИДАЦИЯ - Это процесс, с помощью которого приходят к выводу, что программа удовлетворяет всем требованиям соответствующего вуза, обладающего правом выдавать диплом (институциональная самооценка) или соответствующего органа, производящего проверку (валидация через внешнюю проверку).

ДЕСКРИПТОРЫ(УРОВНЕВЫЕ)
ДЕСКРИПТОРЫ (УРОВНЕВЫЕ) - Уровневые дескрипторы — это описание тех знаний, которые необходимы для достижения определенного уровня в процессе обучения. Они дают характеристику и приводят содержание знаний, которые предполагается получить на каком-то определенном уровне. Они предназначены для того, чтобы помочь отследить результаты процесса обучения и выработать критерии оценки.

Дескрипторы (квалификационные): Квалификационные дескрипторы — это описание результатов обучения, квалификационные характеристики на определенном уровне (обычно при получении степени или диплома), которые обычно показывают, как они изменяются на разных уровнях.

Первая часть квалификационного дескриптора представляет интерес, прежде всего, для разработчиков академических учебных программ. Это изложение того набора знаний, т.е. результатов учебных достижений студентов, которыми они должны обладать при получении квалификации.

Вторая часть, представляющая интерес, прежде всего, для работодателей — это изложение тех знаний и навыков, которыми должен обладать типичный студент по окончании курса. Существующие квалификационные дескрипторы периодически пересматриваются и в свете появления других источников, скажем, бенчмаркинга, на каждом уровне разрабатываются дополнительные квалификационные дескрипторы. Ввиду создания Единой европейской зоны высшего образования инициативная группа «За единое качество» предложила рассмотреть вопрос о разработке дескрипторов для степени бакалавра и магистра (Ва Ма дескрипторы), которые могли бы стать едиными для европейского высшего образования и использовались бы в самых различных целях в зависимости от национальных, региональных и институциональных потребностей.

Индикаторы
ИНДИКАТОРЫ - Индикаторы — это операционные переменные, относящиеся к специфическим, измеряемым эмпирическим путем характеристикам вузов или программ, позволяющим сделать заключение о соответствии их стандартам.

Индикаторы определяют тенденции в той или иной деятельности и сигнализируют о тех областях, которые нуждаются в доработке и/или позволяют сопоставить цели и мероприятия, ведущие к их достижению. Они используются также для того, чтобы иначе объяснить теоретические аспекты качества – данный процесс носит название операционализации.

Термин «индикатор» следует отличать от «меры», т.е. данных, которые используются для определения уровня исполнения, и от «стандарта», т.е. уровня исполнения в определенном числовом выражении.

Типы индикаторов, в свою очередь, могут подразделяться на:

- Индикаторы экономические (связанные с бюджетом);

- Индикаторы продуктивности (продуктивность или соотношение между ресурсными вложениями и результатами на выходе);

- Индикаторы эффективности (степень достижения целей и задач);

Третье, следующее в логической последовательности, различие делается между:

- Индикаторами контекста, которые относятся к специфической среде вуза (или программы) — социальной, экономической, политической, географической и т.д.;

- Индикаторами вложенных ресурсов, которые относятся к материально–техническим, человеческим и финансовым ресурсам, используемым в вузе;

- Индикаторами процесса, которые относятся к использованию ресурсов вуза, менеджменту вложенных средств, функционированию организации в целом;

- Индикаторами результатов. Последняя группа индикаторов известна как модель CIPO (т.е. Contex, Inputs, Process, Outputs — контекст, вложенные ресурсы, процесс, конечный результат).

Индикаторы исполнения: Это целый ряд статистических параметров, которые позволяют измерить, до какой степени высшее учебное заведение или программа исполняют свои функции и задачи с точки зрения качества. Они представляют собой качественные и количественные меры конечного результата (непосредственного результата) или последствий (отдаленных во времени результатов). Они позволяют организациям произвести бенчмаркинг собственной деятельности или сравнить ее с деятельностью других вузов. Индикаторы исполнения работают эффективно лишь в сочетании с показателями вложенных ресурсов, процесса и конечных результатов. Поскольку вузы вовлечены в самые разнообразные виды деятельности и нацелены на решение различных задач, очень важно идентифицировать и использовать целый ряд индикаторов исполнения, покрывающих всю сферу деятельности вуза. Примерами таких индикаторов, затрагивающих различные аспекты деятельности вуза, являются: количество заявлений абитуриентов на одно место; количество баллов, необходимых для поступления; нагрузка преподавателей; процент трудоустроенных выпускников; общая сумма грантов и контрактов на научные исследования; количество публикаций; количество студентов, приходящееся на одного преподавателя; доход вуза и его затраты; материально-техническая база вуза; техническое оснащение кафедр и др. Индикаторы исполнения применяются и для бенчмаркинга.

Простые индикаторы: более общий тип индикаторов, выраженный в форме абсолютных цифр, дающий наиболее объективную характеристику процесса. Простые индикаторы менее относительны, чем индикаторы исполнения, поскольку исключают любые суждения и/или ссылки.

КАЧЕСТВО(АКАДЕМИЧЕСКОЕ)
КАЧЕСТВО (АКАДЕМИЧЕСКОЕ) - Качество в высшем образовании – это динамичная, многомерная, многоуровневая концепция, охватывающая контекстуальное содержание модели образования, цели, задачи и миссию высших учебных заведений, а также специфические стандарты каждой отдельной системы, вуза, программы или дисциплины.

Качество, таким образом, может принимать различные значения в зависимости от:

-понимания различных интересов всех составляющих процесса обучения в высшем образовании (требования к качеству, предъявляемые студентом — университетом — рынком труда — обществом — правительством);

-его аспектов: наличных ресурсов, процессов, конечных результатов, цели, миссии и т.д.;

-характеристик академических кругов, заслуживающих оценки;

-исторического периода в развитии высшего образования.

Используется широкий спектр дефиниций академического качества:

- Качество как совершенство: традиционный элитарный академический подход, в соответствии с которым только совершенные стандарты (обычно означающие высшую степень сложности учебной программы, вопросы повышенной сложности при тестировании студентов и т.д.) понимаются под подлинным академическим качеством;

- Качество как пригодность для достижения цели: концепция, которая делает ударение на необходимости удовлетворения или соответствия общепринятым стандартам, определяемым аккредитационным агентством или иным органом обеспечения качества. Основное внимание при этом уделяется эффективности действия программы и процессов в вузе, ведущих к выполнению предписанных задач, целей и миссии. Иногда качество в данном понимании подразделяется на подход к качеству как к эффективному использованию ресурсов и подход к качеству как к накоплению ценностей, когда результаты оцениваются с точки зрения изменений, приобретенных в результате различных образовательных процессов. Вариантом последнего является подход к качеству как к трансформации, который ориентирован, прежде всего, на студента. Данный подход рассматривает качество как трансформированный процесс, при котором, чем лучше учебное заведение, тем полнее оно достигает цели — обеспечить студента специфическими навыками, знаниями и взглядами, которые позволят ему «жить и работать в современном обществе – обществе знаний»;

- Качество как соответствие цели: концепция, которая фокусируется на определенных целях и миссии вуза или программы без учета того, насколько соответствуют процессы внешним целям и ожиданиям. Внутри данного подхода можно выделить несколько альтернативных подходов, разработанных в девяностые годы, например, качество как порог, при котором устанавливаются определенные нормы и критерии, а любая программа или вуз должны достичь их, чтобы считаться качественными. Во многих европейских системах высшего образования существует свой вариант, характеризующий: качество как базовый/минимальный стандарт, который тесно связан с аккредитацией и качество как удовлетворение клиента (качество при этом считается тесно связанным с возрастающим значением рыночных сил в высшем образовании, которое сконцентрировано на важности внешних ожиданий потребителей — студентов, их семей, общества в целом — и других участников процессов обучения);

- Качество как совершенствование: фокусируется на непрерывном поиске путей к постоянному совершенствованию, подчеркивает ответственность высшего учебного заведения за наилучшее использование институциональной свободы и автономии.

Достижение качества становится основной задачей академических кругов, которые сами определяют, что же такое качество.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки с учетом специфического периода времени и национального контекста. По мере развития общества происходят постоянные изменения в соотношениях между относительным и абсолютным, ориентированным на решение внутренних и внешних задач, базовым/минимальным и более продвинутым и усложненным понятиях качества.

Однако для любого из вышеперечисленных подходов к качеству общим является одно — интеграция следующих элементов:

- гарантированная реализация минимальных стандартов и бенчмаркинга;

- способность к постановке целей и их достижению с помощью данных переменных ресурсов и контекста;

- способность удовлетворить запросы и ожидания прямых и косвенных потребителей;

стремление к совершенству (Ван Дамм, 2003).

Оценка качества: Это полный процесс внешней оценки (изучение, измерение, суждение) качества высшего учебного заведения или программы. Он состоит из тех методов, механизмов и действий, которые осуществляются внешним органом для того, чтобы дать оценку качеству учебного процесса, организации практики, программ и услуг в высшем учебном заведении. При определении концепции оценки качества на первый план выходят следующие аспекты:

- контекст (национальный, институциональный);

- методы (самооценка, оценка внешних экспертов, работа комиссии в самом вузе);

- уровни (система, вуз, отдел / кафедра);

- механизмы (поощрения, политика, структуры, культура);

- система ценностей, связанных с оценкой качества (академические ценности, традиционные ценности, сфокусированные в профессиональной сфере, управленческие, педагогические; ценности, связанные с выпускниками вуза).

Обеспечение качества: Это всеобъемлющий термин, который относится к непрерывному постоянному процессу оценки (экономической оценки, мониторинга, поддержания на должном уровне и совершенствования) качества системы высшего образования, отдельных вузов, программ. В качестве регуляторного механизма обеспечение качества концентрируется как на подотчетности, так и на стремлении к совершенствованию, обеспечивая информацией (но не ранжируя), через согласованный и постоянный процесс и хорошо установленные критерии. Многие системы различают внутреннее обеспечение качества (т.е. внутривузовский процесс с целью мониторинга и улучшения качества высшего образования) и внешнее обеспечение качества (т.е. межинституциональные схемы обеспечения качества вузов и программ).

Деятельность по обеспечению качества зависит от существования необходимых институциональных механизмов, которые поддерживаются уже сложившейся культурой качества. Управление качеством, контроль за качеством и оценка качества— это средства, благодаря которым обеспечивается качество.

Обеспечение качества отличается от аккредитации в том смысле, что первое является предпосылкой для последней. На практике связь между ними в разных странах трактуется по-разному. Оба этих понятия предусматривают различные последствия, такие, как способность вести работу и предоставлять образовательные услуги, способность присуждать официально признанные степени и право на получение финансовой помощи от государства. Обеспечение качества часто рассматривается как составная часть управления качеством в высшем образовании, иногда эти термины используются как синонимы.

Контроль за качеством: Данный термин относится к процессу оценки качества, который сконцентрирован на внутренней оценке качества вуза или программы. Он связан с определенным набором операционных методов и действий, разработанным и используемым для того, чтобы выполнить требования, предъявляемые к качеству. Зачастую он используется как синоним выражений «управление качеством» и «обеспечение качества» по отношению к совокупности мероприятий, направленных на обеспечение качества продуктов высшего образования, услуг или процессов и достижение обозначенного порогового уровня качества. Контроль за качеством предполагает мониторинг процесса и исключение из него определенных причин, вызывающих неудовлетворительные последствия. Иногда даже минимальный контроль за качеством (обычно в форме сертификации) служит фильтром для подтверждения того, что вуз выполняет минимальные предписанные требования к качеству и осуществляет соответствующий мониторинг.

Управление качеством: Это совокупность мер, регулярно предпринимаемых в системе или на институциональном уровне, чтобы обеспечить качество высшего образования и улучшить его в целом. Данный термин охватывает все мероприятия по осуществлению политики, направленной на повышение качества через планирование качества, контроль за качеством, обеспечение качества и механизмы его повышения.

Тотальный менеджмент качества (ТМК): Это особо полный, всесторонний подход к управлению качеством, в котором особое внимание уделяется таким факторам, как постоянное совершенствование, нацеленность на удовлетворение потребностей клиента, стратегический менеджмент, умелое руководство, которое может вызвать живой отклик у служащих. Такой подход к управлению качеством предусматривает оценку:

- намеченных целей и стандартов (установленных своими силами или с помощью внешних органов, финансирующих организацию);

- мер по удовлетворению запросов потребителей;

- экспертов и профессиональных суждений;

- конкурентов.

Считается, что ТМК тесно связано с концепцией и методологией бенчмаркинга. Данный подход чаще применяется в экономическом секторе и менее используется в академическом мире.

Аудит качества: Это процесс, при котором внешний орган удостоверяет, что (I) процедуры по обеспечению качества учебных программ или (II) процедуры по обеспечению качества работы всей системы в целом являются адекватными и осуществляются соответствующим образом. Аудит качества рассматривает не само качество, а то, каким образом система достигает хорошего качества. Аудит качества проводят лица (т.е. аудиторы), которые напрямую не связаны с областью, которая проходит аудит. Результаты аудита оформляются в виде аудиторского отчета.

Культура качества: Культура качества относится к целому набору общепринятых, разделяемых всеми и интегрированных моделей качества, которые можно найти в культуре каждой организации и системах управления. Ее осознание всеми и стремление к качеству в высшем образовании в сочетании с культурой и эффективным управлением качеством (через процедуры обеспечения качества) являются ингредиентами культуры качества. Поскольку элементы качества изменяются и развиваются со временем, то и все отношение в организации, поддерживающее интегрированную систему качества, изменяется, чтобы содействовать новой парадигме качества в высшем образовании.

Планирование качества: Планирование качества состоит из совокупности действий, которые устанавливают цели и условия по отношению к качеству в высшем образовании и применению механизма системы качества. Планирование качества включает планирование продукта (идентификацию, классификацию и определение степени важности всех аспектов качества, а также постановку целей, установление условий для создания качества), управленческое и операционное планирование (включая его организацию и программирование), разработку планов качества и предусмотрение мер по совершенствованию качества.

КВАЛИФИКАЦИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - Любое свидетельство об окончании учебного заведения (степень, диплом или подобные вышеперечисленным сертификаты) выдается компетентным, зарегистрированным полномочным органом, удостоверяющим успешное завершение программы обучения. Понятие «квалификация» включает в себя широкое разнообразие академических степеней на различных уровнях и в различных странах (например, бакалавр, магистр, доктор и т.п.). Квалификация имеет значение с точки зрения того, что она предполагает: компетенцию, объем знаний, круг умений и навыков.

Иногда данный термин является эквивалентом лицензии на практическую деятельность.

Квалификационные рамки: Квалификационные рамки — это всесторонние требования, определяющие учебную нагрузку, уровень, качество, конечные результаты и профиль обучения. Они должны быть составлены так, чтобы благодаря использованию специфических дескрипторов полностью раскрыть как широту (компетенции, связанные с конечным результатом обучения), так и глубину квалификации (уровень). Квалификационные рамки структурированы по горизонтали так, чтобы охватить все квалификации в системе высшего образования, а по вертикали – все уровни. Это сделано с целью содействия:

-разработке учебных планов и программ;

-мобильности студентов и выпускников;

-признанию сроков обучения.

В то время, как определенные системы высшего образования работают в соответствии с квалификационными требованиями, другие разрабатывают широкое разнообразие квалификаций, не имея единой рамочной системы. Возникающая Единая европейская зона высшего образования, как считают многие, нуждается в разработке пан-европейской системы квалификационных рамок.

КОДЕКС_ПРАКТИКИ
КОДЕКС ПРАКТИКИ - Это документ, который не содержит обязательных предписаний, но содержит минимальные требования к менеджменту академического качества и стандартов в высшем образовании.

КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ_ОЦЕНКА/ВНЕШНЯЯ_ОЦЕНКА
КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА/ ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА - Внешняя оценка — это процедура оценки качества и эффективности академических программ вуза, его преподавательского состава и/или его структуры, выполняемая внешними экспертами (коллегами). Строго говоря, коллеги — это представители других академических вузов, читающие аналогичную дисциплину, но на практике существуют различные типы внешних экспертов. Тем не менее, считается, что все они являются специалистами в рассматриваемом вопросе и обладают достаточными знаниями системы высшего образования в целом.

Внешняя оценка обычно исходит из материалов самооценки, предоставляемых проверяемым вузом, и сама по себе может послужить основой для индикаторов и/или методом суждения для оценки деятельности вуза.

КОНЕЧНЫЕ_РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - Это предполагаемые или достигнутые результаты программ или достижение институциональных целей и задач, на которые указывает широкий спектр индикаторов (знания учащихся, когнитивные умения и навыки). Это непосредственные результаты программы обучения, показывающие рост знаний учащихся, который был запланирован, заложен в программе.

Обычно, каждое положение о конечном результате касается лишь одного из аспектов программы, а не совокупности всех ожидаемых результатов. Поэтому каждое положение должно быть четко сформулировано, детализировано, чтобы быть понятным как для преподавателей, так и студентов, обучающихся по данной программе.

Оценка конечных результатов: Это процесс анализа, оценки и совершенствования специфических результатов, достигнутых вузом, чтобы продемонстрировать институциональную эффективность. Оценка может затрагивать деятельность преподавателей, эффективность институциональной практики и/или функционирование отдельных кафедр, подразделений вуза или программ (например, проверка бюджета вуза, учебного плана по специальности и т.п.).

Это формальная процедура, используемая для внутренней оценки и анализа, совершенствования финансового механизма и лучшего осознания потребностей студентов.

Конечные результаты обучения студента: Это положения о том, что учащийся должен знать, понимать и/или быть способным продемонстрировать после завершения процесса обучения, а также то, какие специфические интеллектуальные и практические навыки должны быть получены и продемонстрированы в результате успешного завершения отдельного раздела, дисциплины или учебной программы. Конечный результат обучения наряду с критериями оценки определяют минимальные требования для получения кредита, в то время как система оценок основана на том, чтобы определить, превышают ли знания учащегося минимальные требования или не дотягивают до них. Конечные результаты обучения не тождественны целям обучения, поскольку связаны, прежде всего, с достижениями учащихся, а не с намерениями преподавателей.

Оценка конечных результатов обучения: Это акт сбора, анализа и применения как количественных, так и качественных показателей результатов преподавания и обучения, чтобы определить, насколько выполняются цели и задачи программы, а затем, используя это как обратную связь, стимулировать совершенствование качества обучения.

Исчисляемые конечные результаты обучения: Это результаты, которые можно встретить в количественном выражении, например, количество трудоустроенных выпускников, количество учащихся, окончивших вуз.

КРЕДИТЫ
КРЕДИТЫ - Это общепринятая единица измерения нагрузки студента. Она обозначает время, необходимое для изучения курса (дисциплины). Кредит, полученный студентом в каком-либо высшем учебном заведении, может быть признан другим.

КРИТЕРИИ
КРИТЕРИИ - Мерило, эталонная отметка, бенчмарк, с помощью которых можно определить, достигнуты ли определенные цели или стандарты. Критерии с определенной точностью описывают характеристики, требования и условия, которые должны быть удовлетворены (чтобы соответствовать стандарту) и, тем самым, обеспечить количественную или качественную основу оценки.

Культура свидетельства, изложения данных: Данный термин относится к самооценке вузом результатов своей деятельности, которая основывается на четких этических ценностях, принципах и правилах, которые разделяет администрация и преподаватели. В новых стандартах ЗАШК (Западной Ассоциации Школ и Колледжей) содержится упоминание о том, что культура свидетельства и изложения данных, требуемая от вуза, предусматривает то, что он должен предоставить точные данные о том, насколько программы обучения соответствуют миссии данного учебного заведения.

ЛИЦЕНЗИЯ/ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ЛИЦЕНЗИЯ/ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - Это процесс, с помощью которого правительственное агентство выдает официальное разрешение:

-лицам, соответствующим заранее определенным квалифицированным требованиям для занятий определенным видом деятельности и/или использования того или иного названия;

-программам, основанием чего служит оценка соответствующих учебных планов до тех пор, пока они не пройдут аккредитацию;

-организациям на осуществление специфической деятельности.

Лицензия (в том случае, если ее получают отдельные лица) обычно выдается в результате экзамена или окончания аккредитованного учебного заведения. В некоторых странах требуется и дополнительный период практической деятельности. В данном случае нельзя смешивать государственное лицензирование с институциональной или специализированной аккредитацией.

ОПРОС(АНКЕТИРОВАНИЕ)СТУДЕНТОВ
ОПРОС (АНКЕТИРОВАНИЕ) СТУДЕНТОВ - Это метод оценки, в котором используется анкетирование и опрос студентов с целью выяснения удовлетворенности программами, услугами и различными аспектами академического процесса. Студентов часто просят ответить на серию открытых, закрытых вопросов или проводят опрос по телефону. Опрос может проходить в форме анкетирования в аудитории, анкеты могут рассылаться по почте. Могут проводиться интервью (стандартные, индивидуальные, в фокусных группах). Такие опросы легко организовать, это не требует больших денежных затрат и охватывает большие группы студентов, которые могут высказать свое мнение о том, что происходит в вузе.

ОПТИМАЛЬНАЯ_ПРАКТИКА
ОПТИМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - Усовершенствованные методы или инновационные процессы, надежная практика, которые в результате приводят к улучшению деятельности вуза в целом или отдельных его программ обычно признаются коллегами из аналогичных вузов как «оптимальная практика». Оптимальная практика не обязательно означает образец или эталон, применение которого гарантирует улучшение деятельности вуза или действия отдельной программы. Скорее, она подразумевает идентификацию наилучшего подхода в определенной ситуации, поскольку и вузы и программы имеют существенные количественные и качественные различия.

ОЦЕНКА
ОЦЕНКА - Совокупный процесс систематического и критического анализа, ведущий к суждению и/или рекомендациям о качестве вуза или программы. Процедура оценки может носить внутренний или внешний характер. В Великобритании оценка иначе именуется обследованием.

Внешняя оценка: Процесс, в ходе которого специализированное агентство собирает данные, информацию и сведения о вузе (или его отдельном структурном подразделении), его деятельности для того, чтобы прийти к заключению об его качестве. Внешняя оценка выполняется командой внешних экспертов, в число которых входят коллеги из других вузов, инспекторы. Она заключается в следующих трех операциях:

-Анализ отчета о самооценке;

-Посещение вуза;

-Составление отчета о результатах оценки.

ОЦЕНКА
ОЦЕНКА - - Процесс систематического сбора, накопления и использования информации для выработки суждения об эффективности и соответствии цели обучения высшего учебного заведения в целом (институциональная оценка) или отдельных программ (оценка программы). Он предусматривает проверку основной деятельности высшего учебного заведения (количественные и качественные показатели образовательной деятельности и результаты научно-исследовательской работы. Оценка необходима, чтобы формальное решение по аккредитации приняло валидную форму, однако, она необязательно ведет к положительному решению об аккредитации.

- Процесс проверки конечных знаний студента по заранее разработанной схеме с целью улучшения обучения и развития студентов, а также повышения эффективности преподавания.

ОЦЕНКА_ПРЕПОДАВАТЕЛЯ_СТУДЕНТАМИ
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СТУДЕНТАМИ - Это процесс использования мнения студентов о профессиональной компетенции и отношения к ним преподавателей. Данные опроса студентов позволяют тем, кто производит всестороннюю оценку, определить уровень соответствия того, что ожидают студенты и действительного подхода учителя к преподаванию дисциплины. Предполагается, что оценка студентов дает как бы взгляд изнутри на то, что происходит в аудитории между преподавателем и учащимися: как относится к ним учитель (открыт для дискуссии, творчески мыслит, не скучен, терпелив и т.д.; на способности учителя (объяснять, мотивировать студентов, помогать им думать, исправлять ошибки в дружеской манере, давать достаточно информации) и т.д.

ПОСЕЩЕНИЕ_ВУЗА_КОМИССИЕЙ_ВНЕШНИХ_ЭКСПЕРТОВ
ПОСЕЩЕНИЕ ВУЗА КОМИССИЕЙ ВНЕШНИХ ЭКСПЕРТОВ - Это компонент внешней оценки, который является общепринятой частью процесса аккредитации. Однако он может быть инициирован самим учебным заведением. Внешние эксперты посещают вуз, чтобы проверить материалы самооценки вуза, провести собеседование с профессорско–преподавательским составом, студентами, персоналом и оценить качество и эффективность предоставляемых услуг, а также предложить рекомендации по их усовершенствованию.

ПРИЗНАНИЕ
ПРИЗНАНИЕ - Формальное признание индивидуальной академической или профессиональной квалификации, программ высшего учебного заведения или агентств по обеспечению качества со стороны компетентного уполномоченного органа, который тем самым свидетельствует о наличии определенных стандартов. Признание обычно носит межинституциональный и/или международный характер. Что же касается признания квалификации отдельных лиц (т.е. степени, дипломы, период обучения), то оно выдается, имея в виду содействие носителю данного признания к получению дальнейшего образования или трудоустройству. Здесь следует различать, по крайней мере, два вида признания: одно – для академических, другое — для профессиональных целей (см. ниже). Признание программы обычно относится к признанию специфической программы обучения одного вуза другим. Оно заключается в процедуре коллегиального признания и означает, что студент при переводе из вуза в вуз может продолжить обучение по данной программе и быть освобожден от повторного изучения каких-либо дисциплин.

Что касается институционального признания, то оно относится к агентствам по обеспечению качества или аккредитационным органам, которые тем самым получают свидетельство о своей надежности, эффективности и о соответствии стандартам, установленным компетентными (обычно зарубежными) органами.

Академическое признание: Это одобрение курсов, квалификаций или дипломов одного вуза другим, чтобы дать возможность студентам продолжить обучение при переводе в другой вуз. В зоне единого Европейского высшего образования существует три уровня признания; каждому из них соответствует свой инструмент (как предусмотрено Лиссабонской конвенцией и Болонской декларацией):

- признание квалификацией, включая довузовское и профессиональное, позволяющее поступить или продолжить обучение в вузе;

- признание краткосрочных периодов обучения, содействующее мобильности студентов. Главным инструментом здесь является ECTS (европейская система перевода кредитов);

- признание степеней или иных свидетельств о завершении высшего образования (основной инструмент — приложение к диплому).

Взаимное признание: Соглашение двух или более институциональных органов о валидности их дипломов и программ или аналогичное соглашение двух или более аккредитационных агентств о признании методологии и процедур, используемых данными агентствами.

Профессиональное признание: Профессиональное признание означает право на практическую деятельность и подтверждение профессионального статуса носителя квалификации.

ПРОДУКТИВНОСТЬ(В_ОБУЧЕНИИ)
ПРОДУКТИВНОСТЬ (В ОБУЧЕНИИ) - Способность хорошо исполнять работу или достичь результата, не затрачивая лишних ресурсов, усилий, времени или средств (используя минимум ресурсов). Продуктивность в образовании может иметь физическое выражение (техническая) или денежное (экономическая).

Продуктивность обучения достигается при условии, когда то же самое количество и стандарты образовательных услуг производятся с меньшими расходами.

РАНЖИРОВАНИЕ(ТАБЛИЦЫ_РЕЙТИНГА)
РАНЖИРОВАНИЕ (ТАБЛИЦЫ РЕЙТИНГА) - Составление таблиц рейтинга — это сложившаяся практика обозначения сравнительного уровня достижений организаций. Таким образом все заинтересованные лица, потребители, политики получают информацию о различиях в качестве услуг нескольких аналогичных провайдеров. Несмотря на некоторую противоречивость, особенно с точки зрения методологических аспектов, они довольно популярны и рассматриваются как полезный инструмент общественной информации, давая также дополнительный стимул к улучшению качества. Таблицы рейтинга обычно публикуются в популярных газетах и журналах, специализированных изданиях, размещаются в Интернете.

Процесс ранжирования начинается со сбора данных из существующих источников, посещения организации, изучения материалов и институциональных исследований. Вслед за сбором данных из всей полученной информации выбираются типы и количество переменных. Затем индикаторы стандартизируются. Наконец, выполняются вычисления и делаются сравнения так, что вузы сортируются в «порядке рейтинга».

Таблицы рейтинга («количество баллов, которые набрал оцениваемый вуз») могут быть различными в зависимости от количества индикаторов или самих индикаторов. Среди индикаторов рейтинга, или критериев, наиболее распространенным являются те, которые учитывают научные, педагогические, административные и социально-экономические аспекты: соотношение студентов и преподавателей; количество отличных оценок (у студентов-первокурсников); научные исследования (по отдельным кафедрам); расходы на библиотеку и компьютерное оборудование; количество отчисленных и выбывших из университета; уровень удовлетворенности предоставляемыми услугами; условия обучения; перспективы трудоустройства и т.д.

СЕРТИФИКАЦИЯ
СЕРТИФИКАЦИЯ - Процесс, посредством которого агентство или ассоциация признает достижение установленного стандарта качества и, как правило, гарантирует определенные привилегии тому, кто получает данное признание (преподавателю или студенту).

СТАНДАРТЫ
СТАНДАРТЫ - Это положения, охватывающие предполагаемый уровень требований и условий оценки качества или того, что должно быть достигнуто вузами и программами для их аккредитации или сертификации.

Стандарты могут иметь количественное выражение (при этом используются результаты бенчмаркинга) или они могут носить качественный характер, указывая только специфические цели (например, эффективность процесса обучения, стабильность и т.д.). Имея количественное выражение, стандарты включают пороговый уровень, которого необходимо достичь, чтобы вуз или программа были аккредитованы. Зачастую пороговый уровень или «базовые стандарты» определяются на уровне минимально приемлемого качества. В других случаях стандарты привязаны к наивысшему уровню качества и тогда их именуют «стандарты превосходства».

Такие стандарты могут устанавливаться с помощью бенчмаркинга или коллегиальным путем. Стандарты могут быть привязаны к различным моментам: ресурсам, конечным результатам и процессам. Стандарты могут быть общими (для получения степени, например, бакалавра или магистра) или специфическими, разработанными для отдельных предметов (например, положение о бенчмаркинге дисциплин в Великобритании).

Стандарты могут различаться и по методам их создания (такие, как ориентированные на критерии, минимальную компетенцию или на методы постановки цели). Чтобы дать возможность вынести верное суждение о том, соблюдается ли пороговый уровень/определенный стандарт, он должен быть сформулирован четко и ясно и соотноситься со специфическими критериями, которые могут далее делиться на более операционные индикаторы.

Стандарты, таким образом, носят специфическую культуру. В контексте растущей диверсификации в сфере высшего образования перевод академического качества на язык стандартов и индикаторов становится все более сложным.

В настоящее время появился более динамичный подход к определению и оценке стандартов (сочетание компонентов, основанных на реальных и потенциальных достижениях). В этом случае необходимо решить три проблемы:

- уменьшить количество различных моментов, к которым привязаны стандарты (ресурсы — результаты — процессы);

- соотнести их с соответствующими индикаторами исполнения, используя специфические критерии, делая культуру суждения о выполнении стандартов более последовательной;

- обеспечить достаточную гибкость формулировки стандартов, чтобы дать ход инновационному академическому развитию.

Часто термин «стандарты» используют как синоним слова «критерии», однако и в США, и в Европе стандарты все более отличаются от критериев.

Стандарты содержания: Это уровень основных компетенций, знаний, умений и навыков в определенной области, т.е. все то, что должен знать и уметь делать студент. Стандарты содержания включаются в учебный план и относятся к обязательным ресурсам.

Образовательные стандарты: Это уровень требований и условий, охватывающий различные стадии образовательного процесса и обеспечивающий связь между этими стадиями. Существуют различные типы образовательных стандартов по отношению к ресурсам обучения, программам и результатам и, в целом, к выполнению студентом учебного плана (стандарты содержания, стандарты успеваемости, стандарты возможности обучения).

Стандарты успеваемости: Это уровень достижений/овладения программой обучения, который различается от образцового до соответствующего, т.е. спецификации о том, насколько хорошо должен работать студент, чтобы удовлетворять стандартам содержания.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ(В_ОБУЧЕНИИ)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (В ОБУЧЕНИИ) - Результат специального анализа или обследования (например, Обследование эффективности обучения, или Отчет об институциональной эффективности Западной Ассоциации Школ и Колледжей), который служит для измерения качества в достижении определенной цели обучения или степени, до которой вуз предполагает достичь определенных требований. Эффективность в отличие от продуктивности не измеряется объемом затраченных ресурсов или объемом полученного на выходе продукта. В качестве основной меры успеха программы или вуза в целом четкие индикаторы, информация, наиболее полно отражающая институциональную эффективность по отношению к академическим достижениям студентов, должна собираться с помощью различных процедур (инспекция, обследование, посещение вуза комиссией и т.п.).

 

prikaz ru
eqar
LogoENQA Color RGB
prikaz krg ru
logodeqar
eenqa
inqa
apqn
CHEA
ihe logo