Вопросы и ответы (Болонский процесс)
Assessment (оценка) - контроль знаний: полный набор методов, используемый для определения прогресса студента в освоении дисциплины (курса) или модуля. Обычно эти методы включают письменный, устный, лабораторный и практический тест/ экзамен, проект, презентацию (доклад) с сопровождающими документами. Контроль знаний может быть промежуточным (текущая аттестация – самоконтроль) – чтобы студент мог сам оценить прогресс в освоении знаний, или проводиться образовательным учреждением, чтобы установить, достиг ли учащийся итогов обучения по завершению раздела курса или модуля (аттестация – по итогам раздела курса, дисциплины или модуля). |
Assessment Criteria (критерии оценки) - критерии оценки контроля знаний: Описание того, что ожидается от учащегося, чтобы он продемонстрировал, что его знания удовлетворяют установленным требованиям к знаниям. Критерии обычно относятся к дескрипторам цикла и/или уровня для модуля, изучаемого в рамках соответствующей дисциплины. |
Cohort (поток) - группа студентов начавших обучение данной квалификационной программы или курса в одном и том же году. |
Competences (компетенции) - компетенции представляют собой динамическую комбинацию знаний, умений, навыков и способностей. Формирование и развитие компетенций является целью образовательной программы. Компетенции формируются в различных разделах курса обучения и оцениваются на его различных стадиях. Они могут подразделяться на компетенции, относящиеся к предмету обучения (профессиональные) и общие компетенции (не зависящие от содержания программы обучения). |
Contact hour – контактные (аудиторные) часы - Период времени в 45 – 60 минут учебного процесса в непосредственном контакте между преподавателем и учащимся или группой учащихся. |
Convergence – конвергенция - конвергенция предполагает добровольное восприятие надлежащих действий для достижения общей цели. Болонский процесс по сути есть конвергенция выстраивания национальных систем высшего образования в Европе. |
Course unit – раздел курса (учебная единица, дисциплина) – раздел курса (учебная единица, дисциплина) - содержательно законченная, формально структурированная часть учебного курса. В разделе обязательно должны быть: соответствующий содержанию и четко определенный перечень итогов обучения, изложенных в терминах компетенций, а также надлежащие критерии оценки знаний. Разные разделы курса могут иметь различное число кредитов. |
Coursework – учебная работа - понятие учебной работы связывается с требуемой – обычно контролируемой и оцениваемой – учебной деятельности в рамках раздела курса или модуля. |
Credit – кредит (зачетная единица) - числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, а также соответствующей этому уровню трудоемкости, измеренной в единицах времени. Кредит также может быть зачтен студенту после проверки достижения им установленных итогов обучения на определенном уровне, соответствующем трудозатратам проводимого обучения или ранее осуществленного обучения./p> |
Credit accumulation – накопление кредитов - в накопительной системе кредитов для успешного завершения обучения в семестре, в учебном году или в целом по учебной программе необходимо получить (зачесть) определенное число кредитов, устанавливаемое требованиями данной программы. Кредиты зачитываются (и накапливаются) только после того, как успешное достижение учащимся итогов обучения подтверждается контролем знаний. Учащиеся могут использовать накопительную систему кредитов для перевода или накопления кредитов, зачтенных по программам с предписанием трудоемкости или по другим программам в одном или разных образовательных учреждениях. Система накопления кредитов также позволяет учащимся осваивать отдельные разделы курсов или модули без необходимости немедленного академического признания результатов обучения. |
Credit framework – система кредитов - система, способствующая измерению и сравнению итогов обучения в контексте различных квалификаций, образовательных программ и условий обучения, на основе трудоемкости учебной работы студента, измеренной в единицах времени. |
Credit level – уровень («сложность») кредита - индикатор относительных требований к обучению или к степени свободы, предоставляемой учащемуся, в данном разделе или модуле. Обычно этот индикатор связывается с глубиной и сложностью изучения, и иногда ассоциируется с годом (курсом) обучения и/или с особенностями содержания раздела. |
Criterion-referenced assessment - «пороговая» система контроля: в этой форме контроля знаний конкретные характеристики, способности, навыки, поведенческие единицы, оценки избираются в качестве критериальных, определяющих порог успешного «прохождения» данного контроля. При этом «недобор» по одному критериальному значению может компенсироваться успехом по другому. Такая система контроля обычно ассоциируется с «пороговым минимумом» достижения итогов обучения. |
Cycles – циклы - три последовательных ступени определенные в Болонском процессе (первый цикл, второй цикл и третий цикл), в рамках которых находятся все квалификации европейской системы высшего образования. |
Cycles descriptors - дескрипторы циклов: обобщенные описания широкого круга результатов обучения каждого из трех циклов, соответствующее определениям Болонского процесса. |
Degree – степень - квалификация, присваиваемая учебным заведением выпускнику после успешного освоения установленной образовательной программы. В накопительной системе кредитов программа считается завершенной, если выпускник получил необходимое число кредитов, зачтенных при достижении обусловленного перечня итогов обучения. |
Diploma supplement – приложение к диплому - приложение к диплому – дополнение к официальному документу, определяющему присужденную степень/ квалификацию. Приложение к диплому предназначено для описания сущности, уровня, содержания и статуса обучения, пройденного и успешно завершенного обладателем степени/квалификации. Приложение базируется на модели, разработанной Европейской Комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС. Оно способствует международной прозрачности и академическому/профессиональному признанию квалификаций. |
Doctorate and doctoral degree – докторантура и докторская степень - квалификация, присваиваемая по завершению третьего цикла обучения и признаваемая на международном уровне как квалификации научной, академической работы или иной профессиональной деятельности высокого уровня. Она предусматривает существенный объем оригинальных научных исследований, обычно представляемых в виде диссертации. |
ECTS (European Credit Transfer and Accumulating System) – европейская переводная и накопительная система кредитов - Европейская переводная и накопительная система кредитов (ECTS) – созданная для удобства учащихся система, базирующаяся на оценке трудоемкости учебной работы студента, необходимой для достижения целей обучения по данной программе. Эти цели должны быть описаны в терминах установленных итогов обучения и компетенций. ECTS базируется на принципе соответствия 60 кредитов трудоемкости одному академическому году учебной работы студента очной формы обучения. Трудоемкость учебной работы студента в течение одного академического года в Европе измеряется в пределах 1500 – 1800 учебных часов, что соответствует 25 – 30 часовому содержанию одного кредита. Система ECTS служит для повышения прозрачности систем образования и способствует мобильности студентов в Европе посредством накопления и перевода кредитов. Перевод кредитов гарантируется соглашением, подписанным учреждением, откуда переходит студент, университетом, куда он переходи и самим студентом. |
Examination (exam) - обычно формальное письменное или устное испытание, производимое на установленных этапах (например, в конце или в середине семестра, или другого установленного периода обучения), или в конце образовательной программы, раздела курса или модуля. |