Вопросы и ответы (Болонский процесс)
Framework for qualifications of the European higher education area – система квалификаций европейского академического пространства - объемлющая система, обеспечивающая прозрачность взаимоотношений и соответствие европейской системы академических квалификаций и квалификаций в национальных системах высшего образования. Является механизмом взаимодействия между национальными академическими системами. |
Grade/mark – оценка - любая численная или качественная мера, базирующаяся на четко градуированной шкале и используемая для описания результатов оценки знаний по каждому разделу курса или по программе обучения в целом. |
Higher education – высшее образование - высшее образование включает программы обучения, на которые могут поступать обучающиеся, имеющие свидетельство о получении ими общего среднего образования (аттестат зрелости) или другого аналогичного образования, включая профессиональное образование, или документально подтвержденное неоконченное высшее образование/ или соответствующий опыт. |
ICT teaching – IT-обучение - включает преподавание и обучение с использованием современных информационных технологий и средств телекоммуникации. |
Intended learning outcomes - предполагаемые итоги обучения: предполагаемые итоги обучения – декларированный перечень того, что учащийся, как ожидается, должен изучить, освоить и продемонстрировать по завершению обучения. Перечень итогов обучения должен сопровождаться надлежащими критериями контроля знаний, которые можно использовать для определения, достигнуты ли выпускником итоги обучения. Перечень итогов обучения и критерии контроля определяют требования зачета кредита, тогда как система оценок базируется на более высоком или низком уровне результатов контроля знаний по отношению к требованиям зачета кредита. Накопление и перевод кредитов упрощаются, если в перечне итогов обучения с достаточной точностью указано, за какие достижения какой кредит зачитывается. |
Learning time – срок (время) обучения - число часов, которое потребуется среднему студенту для достижения итогов обучения и получения кредитов по результатам контроля знаний. |
Lecture – лекция - учебная деятельность преподавателя, направленная на объяснение учащимся новых тем или иных учебных материалов. Обычно предполагает участие одного преподавателя и большого числа студентов. |
Levels – уровни - представляет собой серию последовательных ступеней (непрерывный ряд) выраженную в терминах ранжированных обобщенных итогов; ступеням серии могут быть сопоставлены типичные квалификации. |
Level descriptors – дескрипторы уровней - декларированный перечень описаний общих характеристик обучения, ожидаемых и требуемых от учащихся на каждом уровне. Такие дескрипторы уровней позволяют определить тип требований или ожиданий для учащихся на каждом из установленных уровней. Эти дескрипторы ориентируют учащегося и преподавателя в вопросах сложности программы, относительности требований и свободы учащегося в освоении материалом. Эти общие дескрипторы могут быть применены к предметным дисциплинам и способам обучения. Дескрипторы уровней полезны для разработки учебных программ, назначении кредитов, оценки и признания предыдущего опыта обучения (в том числе – неформального обучения), а также в системе повышении квалификации ППС. |
Module – модуль - термином «модуль» часто заменяют понятие «раздел курса» в системах модульного обучения, программы которых содержат разделы одинакового объема (часто по 5-6 кредитов) или кратного этой единице объема. Модуль может быть содержательной составляющей образовательной программы, но может быть и независимым от этой программы разделом курса. |
National framework of qualifications – национальная система квалификаций - описание национальной системы образования, однозначно определяющее сущность и взаимосвязь всех уровней квалификации и иных возможных результатов обучения в единственной для данной страны схеме. |
Non-referenced assessment – «относительный» контроль знаний - В такой схеме контроля, знания одного учащегося оцениваются по отношению к знаниям другого, как правило, внутри одного потока. Этот подход предполагает существование «нормального распределения» способностей студентов и результатов их обучения на каждом этапе контроля. |
Optional course – курс по выбору (электив) - Раздел курса или модуль, который может быть выбран как часть учебной программы, но не является обязательным для всех студентов. |
Profile – профиль - Понятие «профиль» может быть отнесено как специфике области изучения или квалификации (предметной области), так и более широкому ряду областей, связанных общей направленностью или значимостью, например, область прикладных технологических программ (vocational study) отличается от области теоретического академического обучения. |
Qualification – квалификация - Документ о степени, диплом или сертификат, выданные компетентным органом управления и свидетельствующие об успешном завершении обучения по признанной программе. |
Qualification descriptors – дескрипторы квалификации - Обобщенные описания итогов обучения. Содержат четко сформулированные условия («точки отсчета») принадлежности к квалификациям; часто сопоставляют их с национальными уровнями. |
Study programme – программа обучения - Согласованный набор разделов курсов или модулей, освоение которых необходимо для получения той или иной степени; определяется в терминах итогов обучения, достижение которых обуславливается накоплением установленного числа кредитов. |
Reference points – условия («точки отсчета») Непредписываемые указатели принадлежности к квалификации, формулируемые как итоги обучения и выраженные в терминах компетенций; являются базой для разработки и реализации квалификационной программы. |
Recognition of periods of study abroad – признание периодов обучения за рубежом - По правилам ECTS признание периодов обучения за рубежом требует, чтобы число кредитов, зачтенных студенту по результатам успешного освоения раздела курса/модуля в вузе, где он временно обучался по Соглашению об обучении, соответствовало бы тому же числу кредитов в университете, где он обучается постоянно. |
Resit examination (exam) – повторный экзамен - Студентам, не сдавшим экзамен (или не прошедшим иную аттестацию) в установленный срок может быть предложена возможность сдать повторный экзамен (пройти аттестацию) в более поздний срок. |